На сегодняшний день (22 сентября 2017 года) обслужено 66574 единиц техники

Контакты
СЦ «Технопорт»

Днепропетровск
ул. Шмидта, 8

(056) 788-69-24
(056) 744-84-94
(050) 192-35-88

244898710


карта проезда
ASUS
Acer
Canon
Nikon
Olympus
Kodak
Assistant
PocketBook
наши партнеры

История цифровой фотографии

Цифровая фотография стала неотъемлемой частью современного мира, сумев буквально за пару десятков лет превратиться для нас в обыденное явление. Бесспорно, она имеет многочисленные преимущества над аналоговой фотографией, но в этой статье мы уделим внимание не им, а истории самой технологии, начиная с истоков и заканчивая сегодняшним днем.

Сразу стоит отметить, что цифровая фотография изначально развивалась с завидной стремительностью. Сейчас, спустя всего два десятка лет, сложно предположить, что ее ждет года через два-три, хотя первый цифровой фотоаппарат имел матрицу около 28x104 пикселей и рассматривался исключительно как дитя прогресса, но не воспринимался всерьез. Он не производил качественные фотографии, и потому не мог считаться продуктивным «другом» для фотографа. Но обо всем по порядку.

В 1908 году шотландец Алан Арчибальд Кэмпбел Свинтон публикует в журнале Nature статью с описанием электронного устройства для регистрации изображения с помощью электронно-лучевой трубки (ЭЛТ, кинескоп) - эта технология в дальнейшем положила основу телевидению. Кинескоп – лишь один из представителей лучевых приборов, называемых ЭЛТ, принцип работы любого из них заключается в преобразовании электрических сигналов в световые.

Электронно-лучевая трубка

В 1969 году Джордж Смит и Уиллард Бойл, исследователи из Bell Laboratories, сформулировали идею ПЗС – прибора с зарядовой связью для регистрации изображения. Эти приборы и сейчас имеют широкое применение – для нас стали обыденными такие их представители, как видеокамеры, фотоаппараты, сканеры, факс.

1970 год – учеными из Bell Labs был создан прототип электронной видеокамеры на базе ПЗС, которая содержала всего семь светочувствительных элементов.

В 1972 году компания Texas Instruments запатентовала «Полностью электронное устройство для записи и последующего воспроизведения неподвижных изображений». Патент почти точно описывал структуру цифровой камеры, хотя по сути своей камера была аналоговой: в качестве чувствительного элемента использовалась ПЗС-матрица, изображение хранилось на магнитной ленте и воспроизводилось с помощью телевизора.

Полностью электронное устройство для записи и последующего воспроизведения неподвижных изображений

1973 год ознаменовался стартом промышленного выпуска ПЗС-матриц компанией-легендой полупроводниковой индустрии FairChild. Матрицы имели разрешение 100 х 100 пикселей и были черно-белыми.

Однако, уже в 1974 году с их помощью была сделана первая астрономическая цифровая фотография. В этом же году работник Bell Labs Гил Амелио разработал технический процесс производства ПЗС-матриц на стандартном полупроводниковом оборудовании. Благодаря этому распространение матриц стало набирать обороты.

Первая цифровая фотография Марса

В 1975 году инженер компании Kodak Стив Дж. Сассон сделал первую действующую фотокамеру на ПЗС-матрице компании Fairchild. Она весила почти три килограмма и записывала снимки разрешением 100 х 100 пикселей на магнитную кассету. На запись одного такого кадра уходило 23 секунды.

1976 год –Fairchild выпускает первую коммерческую полностью цифровую электронную камеру MV-101 для использования на конвейере Procter & Gamble и контроля качества продукции. Она передавала изображение на миникомпьютер DEC PDP-8/E с помощью специального параллельного интерфейса.

1980 – компания Sony представляет первую цветную цифровую видеокамеру на основе ПЗС-матрицы.

В 1981 году Sony выпускает камеру “Magnetic Video Camera”, или просто “ Mavica”, которая стала точкой отсчета в истории современной цифровой фотографии. Mavica была полноценной зеркальной фотокамерой, имела сменные объективы и разрешение 570 х 490 пикс (0,28 Мп.). Она записывала отдельные кадры в формате NTSC, поэтому официально называлась «статической видеокамерой». С технической точки зрения она была последовательницей телекамер Sony на ПЗС-матрице. Но Mavica стала открытием, сравнимым с изобретением химического фотопроцесса в начале XIX века: громоздкие телекамеры с электронно-лучевыми трубками отходили в прошлое, а на смену им пришла компактная камера на основе твердотельного ПЗС-сенсора. Изображения сохранялись на магнитный диск Video Floppy, напоминающий современную дискету размером в 2 дюйма. Он был перезаписываемым и мог содержать в себе до 50 кадров в формате NTSC и звуковые комментарии.

Sony Mavica

В том же году в канадском университете города Калгари разработали первую полностью цифровую камеру All-Sky Camera (камера с полем зрения, охватывающим полусферу). Предназначалась она для научной съемки и также была сделана на основе ПЗС-матрицы от Fairchild. Данные, соответственно, выдавала в цифровом формате.

В 1984-1986 годах компании Asahi, Canon и Nikon подхватывают волну и по примеру Sony начинают выпуск электронных фото- и видеокамер. Камеры были аналоговыми и дорогостоящими, имели разрешение 0,3-0,5 Мп и записывали изображения, как правило, на дискеты, в формате видеосигнала. В это же время компания Kodak создала первый промышленный образец CCD-сенсора разрешением 1,4 Мп, вводя в обиход термин «мегапиксель».

В 1988 году компании Fuji и Toshiba совместно выпускают камеру Fuji DS-1P на основе ПЗС-матрицы разрешением в 0,4 Мп. Камера стала первым устройством, записывающим изображения в формате NTSC не на магнитный носитель, а на сменную карту памяти статического ОЗУ (Static RAM), имеющую батарейку для поддержания целостности данных. DS-1P могла сохранять изображения в виде файлов, и это достижение было революционным для того времени. Внутренняя память, на которую записывались файлы, составляла 16 Мб, но ей приходилось расходовать заряд батареи для элементарного хранения снимков. Устройство, способное стать «цифровой пленкой», уже было востребовано, но время карт памяти еще не пришло. Таким образом, Fuji DS-1P не стала актуальным решением и проигрывала простым пленочным камерам и по качеству съемки, и по удобству использования.

камера Fuji DS-1P

В этом же году компании Apple и Kodak совместно выпускают первую программу для компьютерной обработки изображения и называют ее PhotoMac.

1990 год ознаменовался появлением полностью цифровой коммерческой камеры Dycam Model 1, получившей известность под именем Logitech FotoMan FM-1. Она была черно-белой и имела разрешение 376 х 240 пикселей, ее встроенная память составляла 1 Мб и вмещала в себя 32 снимка. Камера подключалась к компьютеру и оснащалась встроенной вспышкой.

В 1991 году компании Kodak и Nikon совместно выпускают профессиональную зеркальную цифровую фотокамеру на основе камеры Nikon F3 и называют ее Kodak DSC100. Она производила запись отснятых данных на жесткий диск в отдельном блоке, который весил около 5 кг.

зеркальный цифровой фотоаппарат Kodak DSC100

1994 год – компания Apple совершает маркетинговый прорыв, выпуская фотокамеру Apple QuickTake 100. Ее корпус напоминал бинокль, что было популярной формой, в которой выпускались видео-фотокамеры. Внутренняя флеш-память камеры позволяла сохранять восемь снимков размером 640 х 480 пикселей (0,3 Мп) или 32 снимка 320 х 200 пикселей. Устройство подключалось к компьютеру при помощи последовательного порта и питалось от трех батареек АА. Стоимость ее составляла меньше восьмисот долларов.

Apple QuickTake 100

В этом же году появляются первые карты памяти форматов SmartMedia и Compact Flash. Они представляли собой легкие съемные устройства памяти большой емкости (от 2 до 24 Мб), использующие технологию долговременного хранения данных без источника питания. Размеры Compact Flash сопоставляются с коробкой американских спичек: 43 х 36 х 3,3 мм. Эти карты памяти по сей день используются в различных устройствах: цифровых камерах, карманных компьютерах и т.д. Compact Flash используются на большинстве платформ и ОС, которые имеют поддержку стандарта PCMCIA ATA.

В течение 1995 года были выпущены первые потребительские фотоаппараты: Kodak DC40, Apple QuickTake 150, Sony Cyber-Shot , Casio QV-11. Последняя впервые была оснащена LCD-дисплеем и поворотным объективом. Между производителями началась гонка за снижение цены и повышение качества – цифровые снимки старались приблизить к качеству пленочных фотографий.

В 1996 году компания Fuji выпустила первый цифровой минилаб. Устройство имело гибридную технологию - камера сочетала лазерные, химические и цифровые процессы. К производству цифровых минилабов присоединились и другие компании, в том числе Noritsu и Konica. Полностью цифровые и гибридные минилабы предоставляли любителям и профессионалам возможность достаточно качественного вывода изображений, созданных цифровым фотоаппаратом или в компьютерном графическом редакторе, на бумагу.

цифровой минилаб Fuji

В течение 1997 г. производители преодолели рубеж коммерческих фотоаппаратов в 1 Мп: в начале года вышла камера FujiFilm DS-300 с матрицей 1,2 Мп, а к середине года – зеркальная однообъективная фотокамера Olympus C-1400 XL на основе светоразделяющей призмы, с разрешением матрицы 1,4 Мп.

В 2000 году была выпущена фотокамера Contax N Digital – первая полнокадровая (24 х 36 мм) камера с разрешением 6 Мп. Создали ее на основе пленочной камеры Contax N1 с почти идентичным управлением, традиционным для ряда зеркальных фотоаппаратов компании Contax. Ее корпус был выполнен кропотливо и надежно, а главной технической особенностью аппарата была полнокадровая ПЗС-матрица с разрешением 6,13 млн. пикселей. Contax N Digital поддерживала карты памяти Compact Flash Type I/II и IBM Microdive. Данная модель также стала одной из первых полностью совместимых с рядом оптических и других аксессуаров для своего пленочного прототипа, что упрощало задачу фотографов в использовании двух камер одновременно.

камера Contax N Digital

2002 год – японский производитель Sigma выпускает зеркальную (SLR) фотокамеру Sigma SD9 с трехслойной матрицей американской компании Foveon. Благодаря технологии Foveon X3 цветопередача и четкость получаемых фотографий значительно возросли. Рабочий прототип аппарата был показан на выставке и передавался в руки всем желающим опробовать новинку. В компании наверняка немало потрудились над программным обеспечением нового сенсора, однако, результат работы того стоил – качество съемки оказалось поразительным. Благодаря CMOS-сенсору Sigma SD9 производила снимки разрешением до 2268 х 1512 пикселей (3,4 Мп). При этом сенсор имел 10,2 млн. чувствительных элементов. Это значит, на каждый элемент изображения приходилось по три элемента матрицы (RGB). Подобно пленке сенсоры в матрице аппарата располагались в три слоя. Продажа камеры стартовала 25 октября 2002 года в США и Японии, а стоимость ее составила 1800 долларов. До Европы Sigma SD9 добралась в начале 2003 года.

В 2003 году свет увидела первая доступная широкому кругу по цене зеркальная цифровая фотокамера со сменной оптикой - Canon EOS 300D. Ориентирована она была на любителей и стала первым непрофессиональным зеркальным фотоаппаратом серии EOS «xxxD». Северная Америка узнала его под именем EOS Digital Rebel, Япония – как EOS Kiss Digital. EOS 300D была разработана как «младший брат» полупрофессиональной фотокамеры EOS 10D, появилась в продаже 30 августа 2003 года и стала первой камерой, поддерживающей байонет EF-S. Ее последователями стали EOS 350D, EOS 400D.

Canon EOS 300D являлась однообъективной цифровой зеркальной фотокамерой со светочувствительной матрицей CMOS разрешением 6,3 млн. пикселей. Видеоискатель камеры представляет собой пентапризму с зеркалом на уровне глаз с полем зрения 95% и увеличением х0,8. Для обработки изображений EOS 300D использовала процессор Digic. После ее выпуска, а также после выпуска аналогичных аппаратов другими производителями, цифровая фотография стала стремительно вытеснять пленочную. Причем, явление это распространялось не только среди непритязательных любителей, но и среди опытных фотографов и профессионалов, до сих пор относившихся к «цифре» достаточно холодно.

Canon EOS 300D

В том же 2003 году компании Olympus, Kodak и FujiFilm представляют стандарт 4:3 (Four Thirds System). Первой под этот стандарт выпускают камеру Olympus Е-1 с внешним диаметром матрицы 4/3 дюйма*. Это была еще одна зеркальная фотокамера для тех, кто при выборе не должен оглядываться на приобретенные объективы для пленочных фотоаппаратов. Матрица Olympus Е-1 была меньше, чем у конкурентов, что касалось и размера, и количества пикселей, и имела относительно высокий уровень шумов при повышенной чувствительности. Однако, ее конструкция не уступала другим камерам этого класса, а управление объективом было полностью электронным.

OLYMPUS Е-1

В 2005 году начался выпуск первой сравнительно доступной по цене (менее $3000) камеры с полнокадровым сенсором разрешением 12,2 Мп - Canon EOS 5D. Создатели оснастили сверхпроизводительную камеру процессором DIGIC II, как и у других профессиональных камер серии EOS-1D. Фотоаппарат был легким и имел защитный корпус из магниевого сплава. В оснащение входил также ЖК-экран диагональю 2,5 дюйма, 9-точечная система интеллектуальной фокусировки с 6 невидимыми вспомогательными точками, с помощью луча автофокусировки, ускоряющих поиск объекта. Canon EOS 5D совместима с Wireless File Transmitter WFT-E1 - беспроводным устройством для переноса файлов, поддерживала высокоскоростной интерфейс USB 2.0 Hi-Speed. Диапазон выдержки составлял от 1/8000 до 30 секунд при X-синхронизации, равной 1/200 секунды.

Canon EOS 5D

Цифровая фотография сегодня

Производители цифровых камер продолжают наращивать темпы, технологии все так же стремительно развиваются, и вышедший сегодня фотоаппарат уже через полгода окажется устаревшим, а на смену ему придет еще более совершенный. Сегодня не обязательно продавать автомобиль, чтобы на вырученные деньги купить громоздкую неудобную штуковину, способную хранить не более 50 расплывчатых фотографий размером 640*480 пикселей. Перед пользователем открывается широкий выбор фотокамер на любой вкус, с индивидуальными характеристиками, и вполне приличную 14-16 мегапиксельную камеру легко можно приобрести всего за 150-250 долларов. Возможности фотоаппаратов развиваются, разрешение растет, а размеры и цены их уменьшаются. Люди самых различных профессий и интересов предпочитают цифровые фотоаппараты, осознав их потенциал и растущие возможности. Самые миниатюрные устройства перестали быть банальными фиксаторами изображения, предоставляя пользователю разнообразные функции. И даже фотохудожники теперь извлекают выгоду из удобства и простоты новейших устройств. Процесс получения фотоснимков сейчас занимает считанные минуты от идеи до ее воплощения на бумаге. И самое главное – всё это не сопровождается кропотливыми химическими процессами, от которых страдает не только здоровье занимающихся ими людей, но и окружающей среды. Так что вполне очевидно, что мы сейчас являемся свидетелями очередной технической революции в этой индустрии, основу которой заложила цифровая фотография.

*Малоизвестный факт: Для измерения диагоналей матриц фотоаппаратов применяется не обычный дюйм, а так называемый "Видиконовский дюйм".
Видиконовский дюйм равен 2/3 обычного дюйма, или 16,93 мм. Обычно его применяют только для обозначения диагонали матриц цифровых фотоаппаратов.
Например, 1/1,8" это единица, делённая на 1,8 и умноженная на 16,93 мм, то есть 9,41 мм.

Опрос

Опрос сайта Технопорт

Фотоаппаратом какой марки вы пользуетесь?

Последние вопросы

Фокусировка на бесконечность

Здравствуйте! Объектив Nikon 24mm f2.8. Перестал фокусироваться на предметах ...

20/09/2017

Замена тачскрина

Сколько стоит замена тачскрина Acer Iconia Tab A200 ...

09/09/2017

олимпус 850sw.

Здравствуйте. Подскажите что можно сделать с фотоаппаратом олимпус 850sw. После ...

08/09/2017

Поделиться